tatolina (30 Ноябрь 2016 - 15:26) писал:
Здорово, измерьте пжл. размер букв - сделаю своему, чтобы удобно с собой брать было. Как раз начинаем буквы изучать.
Копирую из книги Зайцева Письмо. Чтение. Счет
Единственное, что у него картинки тени, а я делала красивые фото-картинки)
***
СКЛАДОВЫЕ КАРТИНКИ. Выполняются форматом либо в половину альбомного листа
(приблизительно 14 см но высоте и 20 см по ширине), либо в его четверть (10 см на 14 см).
Выбор формата будет зависеть от величины картинки, наклеиваемой на лист.
В левом верхнем углу листа 14х20 см пишем буквами высотой 2-2,5 см. На листе 10х14 см
делаем надписи полутора двухсантиметровыми буквами.
Надписи (КОЛОКОЛЬЧИКИ, к примеру) выполняются в два цвета: безударные склады
зелёным, ударные чёрным. Под надписью, с очень небольшим отрывом от неё, размещается
картинка. С обратной стороны листа только надпись.
Теперь объясним, почему выгоднее все сделать именно так, как выше рекомендовано.
Ширина листа больше высоты для того, чтобы на нем могло разместиться даже очень длинное
слово.
Русские ударные в 5, 6, 10, 12 раз дольше безударных (кто как произнесёт), слова опознаются
по ударным складам, очень важно научиться их выделять в слове и правильно озвучивать, а то
скажешь дИван вместо дивАн или бАлкон вместо балкОн, так только людей озадачишь или
насмешишь.
Выделив ударный склад чёрным, мы как бы его вперед выдвигаем, заставляем дольше
произносить, что ребята, между прочим, очень быстро схватывают.
Безударные склады, обозначенные зелёным, как бы отодвигаются, становясь не столь
важными, как ударный чёрный. Преподаватели русского языка как иностранного говорят
студентам: “Произноси как хочешь, только ударный склад произнеси правильно, а то тебя не
поймут”.
Слово записывается сверху и с левого края для приобретения навыка считывать информацию
слева направо и сверху вниз. Минимальный разрыв между словом и наклеенной
(нарисованной) под ним картинкой обеспечивает охват того и другого одним взглядом, без
перевода или с самым незначительным переводом глаз.
А для чего слово записывается еще и с обратной стороны карточки? - Правильно, чтобы
угадывалось, узнавалось, прочитывалось и без картинки.
Складовые картинки понадобятся очень скоро и нужно их много, сотни полторы-две, тогда с
ними можно проводить множество игр. В “Видах письма” (№18) уже говорилось об
использовании таких картинок для тренировки переписывания. Сейчас покажем, как их можно
использовать для чтения.
Приготовим штук шесть картинок, любых, со словами разной длины. Например, ТИГР,
МЕДВЕДЬ, ЩУКА, КЕНГУРУ, ЁЖИК, ЛЕВ. Почему разной длины? А чтобы опознавать,
отличать друг от друга потом легче было. Ведь в любом тексте (ребята знают это) есть слова из
одной буквы, двух, трех, короткие и очень-очень длинные. Сами мы, взрослые читающие люди,
слова именно так и опознаем, охватывая взглядом по несколько слов сразу: длинное или
короткое, какие буквы в начале - какие в конце, что в середине слова и т. п.
В словах на складовых картинках подсказкой будет еще ц выделенный чёрным ударный склад.
Будем приучать ребенка охватывать взглядом слово, мгновенно производить анализ и
синтезировать совокупность признаков; целиком, а не но кусочкам произносить слово.
- Ну-ка, прочитайте, что здесь написано?
- Тигр!
- Правильно. ТИ долго говорится, чёрным написано.
- А здесь что?
- Медведь!
- Правильно. Говорится [мидветь] а пишется МЕДВЕДЬ, потому что МЕДВЕДИ, мёд ведают,
где искать. ВЕ долго произносится.
- А это?
- Рыба!
- Рыба-то рыба, да прочитайте какая.
- ЩУКА! - произносит кто-то из детей.
- Молодец! - Другие дети разглядывают слово над картинкой: действительно, ЩУКА.
- А это кто?
- КЕНГУРУ!
- Да. Говорится [ки], а пишется КЕ. РУ черное. А это прочитайте.
- Ёжик!
- Ё черное. А это кто?
- Лев!
- Лев, конечно. ЛЕ черным написано. Говорится [леф], а пишется ЛЕВ, потому что ЛЬВЫ. Надо
же, какие вы все ребята сообразительные - уже читать научились! Вот родители обрадуются,
бабушки-дедушки тоже.